Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы служит экспертиза ДТП, которую в различных случаях граждане зачастую разнолико именуют то дорожно-транспортной, то дорожной, то автодорожной.

Но ни одно из вышеизложенных наименований не является верным и научно-обоснованным наименованием, но об этом позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) в настоящее время продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила свое уникальное название более 7 лет назад, основная масса практикующих судей, адвокатов, юристов, следователей все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертизы.

В результате столь абстрактного и общего определения данного исследования, в нашей практике довольно часто появляются ситуации, когда в офис какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы уголовного дела, где необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

И тогда возникает ситуация, в результате которой дело возвращается в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, из-за чего сроки затягиваются из-за элементарной неграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• Исследование значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и иных участников на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения автомобиля и иных объектов по поверхности автодороги;

Выявление обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие нужных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, ошибочное расположение дорожных указателей, неверная разметка дорожного покрытия и другие негативные особенности дорожной обстановки.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы уголовного, административного, гражданского дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение комплекса информации о ДТП.

Например, в случаях, где основной причиной происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.